Монетаристские теории регулирования платежного баланса получили развитие в 70—80-е гг. Монетаризм рассматривает платежный баланс как результат диспропорций всего денежного хозяйства, искажающих структуру внутренних цен и препятствующих установлению равновесия между спросом и предложением. Его стабилизация рассматривается как кратковременный процесс, направленный на выравнивание неравновесий в денежной сфере страны. Идеал монетаристской концепции платежного баланса — «открытая» экономика, минимальное ограничение движения товаров, рабочей силы, капиталов, обеспечение свободы действий рыночному механизму в национальной и мировой экономике.
Теории межгосударственного регулирования платежного баланса, основанные на сочетании кейнсианства, неокейнсианства и монетаризма, были использованы в проектах реформы мировой валютной системы, разработанных в годы Второй мировой войны Дж. Кейнсом и Г. Уайтом. В них большое значение придается коллективному регулированию платежного баланса, что нашло отражение в Уставе МВФ. В рамках Бреттон-Вудской системы .был предусмотрен принцип симметричного (сбалансированного) регулирования платежного баланса странами как с активным, так и с пассивным сальдо, но в разных направлениях, путем воздействия на внутренний спрос, движение капиталов и кредитов, а также на курс национальной валюты.
Продолжение ниже рекламного блока:
Ямайская валютная реформа возрождает принцип симметричного выравнивания платежного баланса странами как с пассивным, так и с активным сальдо и намечает принципы его межгосударственного регулирования. Они включают: критерии несбалансированности платежного баланса и методы его выравнивания, регулирование платежного баланса, санкции против нарушений международного соглашения.
В соответствии с господствующими монетаристскими концепциями платежного баланса МВФ разрабатывает стандартные программы «стабилизации» в виде макроэкономических агрегатов, количественных ориентиров с поквартальной разбивкой. С 70-х гг. «стабилизационные» программы МВФ по аналогии с программами МБРР стали включать меры воздействия не только на спрос, но и на предложение. Расширение набора методов регулирования платежного баланса, рекомендуемых МВФ, привело к улучшению его сотрудничества с МБРР. Новый подход МВФ к регулированию платежного баланса отвечает интересам банков-кредиторов, которые видят в этом гарантию укрепления платежеспособности развивающихся стран-должников и снижение риска их кредитования.
Обновленные «стабилизационные» программы МВФ свидетельствуют о тенденции к усилению межгосударственного регулирования платежного баланса.