В зависимости от причин возникновения различают два типа инфляции: инфляция спроса; инфляция предложения.
Инфляция спроса возникает, если спрос на товары больше, чем предложение товаров.
Под влиянием увеличения совокупного спроса и избытка денег начинается рост цен. Инфляция спроса обусловлена: милитаризацией экономики; дефицитом бюджета и ростом государственного долга; кредитной экспансией банков (выпуском кредитных денег в качестве средства платежа); притоком иностранной валюты, т. е. увеличением денежной массы без увеличения объема товаров.
Инфляция предложения вызывается: снижением производительности труда, сокращением предложения товаров и услуг; появлением новых потребностей человека; ростом заработной платы; высокими косвенными налогами и ростом издержек производства; энергетическим кризисом.
В конечном итоге предложение товаров и услуг сокращается, что ведет к росту иен.
Продолжение ниже рекламного блока:
Наиболее распространенным показателем инфляции, в том числе и в России, является индекс потребительских цен (ИПЦ). Он характеризует изменение во времени общего уровня цен на товары и услуги, приобретаемые населением для непроизводственного потребления.
В соответствии с методологией Госкомстата РФ этот индекс рассчитывается как отношение стоимости фиксированного набора товаров и услуг в текущем периоде к его стоимости в базисном периоде.
В набор товаров и услуг, разработанный для наблюдения за ценами, включены товары и услуги массового спроса, наиболее часто потребляемые населением.
Отбор позиций производится с учетом их значимости для потребления, представительности с точки зрения отражения динамики цен на однородные товары, устойчивого наличия в продаже. Ценовая информация собирается на территории всех субъектов Российской Федерации.
Наблюдение за потребительскими ценами в соответствии с действующей методологией осуществляется в Российской Федерации с 1992 г.